Шахматы по сказке "Щелкунчик" подарит вам новогоднее настроение. А Щелкунчик сразится с мышиным королем.


Дорогие друзья!
Считается, что история шахмат насчитывает около полутора тысяч лет. Самая популярная версия говорит нам о том, что первая похожая игра («чатуранга») появилась в Индии примерно в VI в. нашей эры. А современные правила шахмат сформировались уже в XIX в., когда международные шахматные турниры стали проводиться систематически.
Шахматы развивают логику, усидчивость, память, терпение, умение решать задачи, способность рассуждать. В процессе этой игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение мыслить нестандартно, а результаты исследований демонстрируют, что дети, играющие в шахматы, показывают более высокий уровень интеллектуального развития.
Даже четырехлетнему малышу по силам освоить правила игры в шахматы, а познакомиться с фигурами и поучаствовать в боевом противостоянии мышиного войска под предводительством коварного трехголового Мышиного Короля и армии храброго Щелкунчика, произошедшем в волшебную Рождественскую ночь будет интересно вдвойне.
Нескучные правила
Пешки - это шахматные солдаты. В наборе шахматных фигур их 16: 8 белых и 8 черных. По доске пешка ходит только на один шаг вперед, но на первом ходу может прыгнуть и на 2 клетки. Добравшись до противоположного края доски, пешка превращается в любую фигуру, а «съедает» противника только по диагонали. В данном наборе 12 пешек: это для игры в шашки.
Король - это самая главная, но одновременно и самая слабая фигура. Его нужно очень хорошо защищать, так как если король повержен, то его войско сразу считается потерпевшим поражение. Король делает по одному шагу в любом направлении шахматной доски.
Самая могущественная фигура - это Ферзь (королева). Он передвигается прямо, направо, налево, по диагонали на любое количество клеток, если на пути нет других фигур. Игроки часто путаются в правильном определении начальной позиции ферзя на доске. Запомните правило: «Ферзь любит свой цвет».
Конь. У коня самый необычный шаг: он скачет на две клетки прямо и на одну вбок. Такой ход по форме напоминает букву «Г», которая расположена в горизонтальном или вертикальном положении, в прямом или зеркальном отображении. Конь может перепрыгивать через другие фигуры.
Слон (офицер) передвигается по диагонали на любое количество клеток, если ему не препятствуют другие фигуры на шахматной доске.
Ладья ходит вперед или в сторону на любое количество клеток.
Вы также можете сыграть и в "Шашки" используя только подставки от фигурок:

Изучение фигур и правил игры можно сопровождать сопутствующими играми и увлекательными занятиями:
«Сходство и различия»: покажите малышу 2 любые фигуры и попросите его рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
«Что пропало»: выставьте в ряд несколько фигур, попросите ребенка запомнить их и отвернуться, уберите одну фигуру. Малыш должен угадать, какой фигуры не хватает.
«Угадай-ка»: опишите словами какую-либо фигуру и попросите ребенка угадать ее, потом поменяйтесь ролями.
«Парочки»: поставьте все фигуры в ряд, выберите одну из них и попросите ребенка найти точно такую же, назвать ее и поставить рядом. Потом поменяйтесь ролями.
«Я назову, а ты отыщи»: назовите любую фигуру, ребенок должен найти ее на доске и переставить на стол поближе к себе. Потом малыш называет фигуру, а Вы ее ищете.
«Синий-красный»
: расставьте в беспорядке фигуры на столе и предложите ребенку разделить их на две армии: красную и синюю.
«Собери фигурки в домик»: перед окончанием игры попросите ребенка взять одну из фигур, назвать ее и убрать в коробку. Следующую фигуру называете и убираете Вы. Продолжайте игру до тех пор, пока все фигурки на окажутся в коробке.
После того, как ребенок выучит названия фигур, вместе отработайте их правильную расстановку на доске и простейшие шаги. После этого уже можно переходить к игре, помогая ребенку и объясняя основные принципы:
- всегда прикрывать своего короля другими фигурами;
- отдавать фигуры на «съедение» можно только тогда, когда такая жертва оправдана;
- чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять;
- разные фигуры имеют разную ценность;
- желательно первым нейтрализовать ферзя противника.
В процессе игры необходимо подчеркивать успехи ребенка, хвалить его за правильные ходы. Победа в игре будет отличным стимулом для малыша, но не стоит поддаваться слишком часто, это может вызвать нежелание обучаться дальше.
На титульную страницу
Rambler's Top100